✌ Письмо Сенеки к Луцилию №72, о занятости как о враге философии
/перевод статьи автора Figs in Winter/
Сегодня мы все слишком заняты. «Занятость», как называют эту проблему, – это чума бешеной жизни XXI-го века. Или нет? Сенека пишет о той же самой проблеме в его LXXII (72-м) письме Луцилию. В отличие от New York Times, однако, Сенека не советует «ничего не делать». Наоборот.
Он начинает с напоминания Луцилию о том, что философия, понимаемая не как академическая дисциплина, но как искусство жизни, должна быть нашим главным приоритетом, а не тем, что мы делаем только в свободное время: «Философии нельзя отдавать один лишь досуг – надо всем пренебречь ради усердия к ней, для которой никакого времени не хватит, хотя бы наша жизнь и продлилась до крайнего срока, отпущенного людям.» (Письмо LXXII, 3).
Мы никогда не прекратим изучения философии и упражнений в ней, пока мы живы. И всей человеческой жизни часто недостаточно, чтобы на самом деле овладеть искусством жизни и стать мудрецом, если такая вещь возможна прежде всего. Тем не менее, цель – становиться лучше и лучше в этом искусстве, и, возможно, даже помогать другим, особенно следующим поколениям, стать лучшими людьми.
Наши философские усилия имеют главный приоритет, потому что буквально всё остальное зависит от них. Поскольку стоическое обучение направлено на достижение лучших, и наиболее нравственных суждений, какие только возможны по всем вопросам, то, как мы делаем всё остальное – от ведения дел до отношений с друзьями и семьёй – это прямое отражение нашего продвижения в философии или отсутствия такого продвижения.
Сенека напрямую сравнивает совершенного мудреца с прочими из нас, используя обычное стоическое сопоставление между телесным и душевным здоровьем: «Между достигшим мудрости и идущим к ней та же, повторяю, разница, что между здоровым и оправляющимся от долгой и тяжёлой болезни, у которого нет ещё здоровья, а есть облегчение недуга.» (Письмо LXXII, 6).
Мы все в некотором смысле «больны», что означает, что никто в действительности не является мудрецом. И всё же, есть степени болезни, и ваша цель должна заключаться в отходе от обострения болезни и в достижении состояния выздоровления. Одна из причин, по которым мне нравится такое сравнение, в том, что оно в некотором смысле, вызывает смирение. Я не мудрец, на самом деле я далёк от этого состояния. И всё же, я могу добиваться продвижения.
Что мешает такому продвижению? Наши постоянные ожидания того, что мы должны иметь всё больше и больше «ценностей», будь то деньги, земли, должности, известность и так далее. Здесь Сенека использует другое сравнение, с собакой, которая исходит слюной в жадном ожидании того, когда хозяин бросит ей кусок: «Видел ты когда-нибудь, как собаки ловят на лету кусок хлеба или мяса, брошенный хозяином? А что поймает, она сразу заглатывает целиком и снова разевает пасть в надежде на будущее. Так же и мы: если фортуна что и бросит нам, насторожившимся в ожиданье, – мы и то проглатываем без всякого удовольствия и снова стоим, навострив уши и готовые схватить.» (Письмо LXXII, 8).
Сенека не даёт нам совета покончить со всем внешним, так как сделать это у нас не больше возможностей, чем у собаки – отказаться от всей еды, которая ей предлагается. Скорее, мы должны искать то, что нам необходимо и не более, потому что – как это может оказаться в обществе потребления – именно погоня за «большим» отвлекает нас от того, чтобы прожить жизнь хорошо и достойно.
Я пытаюсь следовать этому совету Сенеки настолько, насколько могу. Если вы заглянули бы в мой шкаф, вы бы увидели всего несколько предметов одежды и несколько пар обуви, но не множество. Если бы вы вошли в мою квартиру, вы бы отметили её «уютность» и тот факт, что в ней довольно мало мебели. Всё это так не потому, что я не могу позволить себе больше. Это потому, что у меня есть более чем достаточно для моих потребностей. Остальные мои деньги могут быть потрачены на вещи, которые – в моём понимании – сделают меня лучше как человека, такие, как книги или путешествия.
В конце письма Сенека советует Луцилию быть очень внимательным к тому, как он использует своё время: «Мы не должны давать простор делам. И нельзя допускать их к себе: стоит войти одному – и оно приведёт на своё место сотню других. Поставим же им преграду в самом истоке! Лучше пусть не начинаются, чем прекратятся.» (Письмо LXXII, 11).
Я могу пояснить. Одно из важнейших слов, которые я научился говорить, это вежливое «Нет». Коллеги, студенты и администраторы постоянно требуют моего времени. Моя стратегия – посвятить некоторое время первой группе, немного менее второй, и совсем мало последней – согласно моим приоритетам. Многие люди посылают мне нежелательные письма или даже рукописи, прося обратной связи или отзывов для их книг. Я делаю свою работу, но только когда я действительно верю в проект или в человека, и когда это не мешает другим задачам, которые я считаю важными. Бесчисленные читатели или подписчики связываются со мной в социальных сетях практически каждый день, в поисках советов или объяснений. Если я могу, то даю им направление, но чаще всего не нахожу ничего другого, кроме как ответить «Извините, я не могу уделить вам время.»
Конечно, зачастую я мог бы уделить время, но тогда я вступил бы на тот скользкий путь, о котором говорит Сенека, и в конце дня я нашёл бы себя таким же больным, каким был на рассвете, или даже немного хуже.
Учитывая всё вышеперечисленное, вот как вы можете улучшить своё управление временем в стоической манере, используя упражнение, которое Грег Лопес и я разработали в нашей книге Handbook for New Stoics. Возьмите ручку и лист бумаги, или используйте свой ноутбук или планшет и нарисуйте три колонки, помеченные соответственно: «Дела, которые я сделал на этой неделе, большие или маленькие»; «Эта деятельность помогла выстроить мой нрав или выполнить важную роль?» «Я бы сделал эти дела, если бы это был последний день моей жизни?» Затем задумайтесь о первом столбце и начните заполнять его 3-5 примерами. Второй столбец предназначен, чтобы напомнить вам о том, какие действия на самом деле важны, и какие вы должны принять приоритеты для постоянного курса. Последняя колонка привлекает ваше внимание к вещам, которые не просто важны, но настолько важны, что вы бы делали их даже в последний день своей жизни. Если так, будьте внимательны и не пренебрегайте ими, не откладывайте со дня на день. Выполняйте это упражнение время от времени, и вы станете чуть менее «больным» (в философском смысле).